Профессиональная юридическая помощь Оперативно. 24 часа в сутки!

+7 (495) 410-58-20

Заказать обратный звонок

г. Москва, пер. Большой Овчинниковский, д. 16 Бизнес-Центр "Аркадия", офис 428

К правовой модели примирения сторон по отдельным конфликтам с участием органов внутренних дел РФ: от идеи к реалиям

02/10/2012

Конфликты, что может быть актуальнее в сегодняшней нашей жизни. Единство понимания этого явления сегодня не вызывает полярности, чего не скажешь о путях их разрешения. Настоящая статья посвящена созданию правовой модели, которую можно, в случае приемлемости, принять и внедрить в рамках региональной государственной программы. В качестве региона, в котором в порядке пилотного проекта (эксперимент) автор выбрал Санкт-Петербург. Это связано не только с тем, что имеется непосредственное отношение к нему, а еще и потому что Санкт-Петербург является крупным мегаполисом, в котором сосредоточено огромное количество его жителей, каждый из которых личность, он имеет имущественные и личные неимущественные права, а также же законные интересы. В своей жизнедеятельности каждый человек стремится создать для себя блага, следуя этому естеству, встречается с такими же равными по образу и подобию лицами, в связи с чем неизбежно столкновение их интересов, потребностей и наконец поведения личностей. Важно понимать, что можно использовать энергию такой личности, объединить ее с интересами государственных органов, которые проявляют ее в рамках своей компетенции в деле решения общих задач и достижения общих целей, как для государственных (муниципальных) органов, так и для гражданина.

Сегодня, в условиях, когда к органам внутренних дел (полиции) общество испытывает огромные ожидания от нее положительных результатов ее деятельности, когда в действительности объектом (предназначением) последней являются защита прав и свобод гражданина[1], полиция должна максимально реализовать свой потенциал в деле служению - человеку и гражданину, идя с ним плечо в плечо. Еще недавно эти два субъекта находили понимание в общем деле, проявляли свою активную гражданскую позицию в деле противодействия правонарушениям (главным образом административным и уголовно-правовым) в форме  добровольно-народных дружин (ДНД). Сегодня общество изменилось, изменились его социально-экономические потребности, а значит необходимо меняться и полиции. Административные правонарушения, преступность – все изменилось. То что было спекуляцией, получением нетрудовых доходов - стало свободной предпринимательской деятельностью и она находит свое поощрение со стороны властей, то что ограничивалось – частная собственность, стало поощряться и преумножаться. В этой связи можно однозначно утверждать, потребность, интересы человека остаются  прежними, а «право» меняется.

В таком бурно развивающемся обществе, когда активность в поиске удовлетворения благ и обеспечительной функции права, делает такое общество насыщенным в содержании происходящих событий и фактов, в нем сталкиваются интересы отдельных индивидов и даже отдельных групп, ставит задачу перед властью такого общества находить такие приемы и способы управления обществом, которые были бы адекватными, результативными и способными удовлетворять каждого, в том числе индивида и власть. Немного статистики и обратимся к некоторым цифрам.

В 2010 г. к участковым инспекторам по Адмиралтейскому району СПб гражданами (жителями) подано заявлений - 46 439. Из них:

  • Возбуждено уголовных дел – 3 105
  • Отказано в возбуждении уголовных дел – 13 648
  • Передано по  подследственности и территориальности – 3 664
  • Не принимались решения – 26 022.

Да не осудят оппоненты, в части последнего можно сказать, что большая половина граждан остались с проблемой один на один. Вроде как бы и обратился гражданин к властям ища справедливости или защиты, а не тут то было. В условиях критики в адрес недавней милиции, в связи с «показателями» учета обращения граждан, невольно приходится констатировать, что это только официальные цифры. Скольким отказали в приеме обращений граждан можно только догадываться, но проблема не в этом.

Население этого района СПб на 01.01.2010 г. составляет 169, 5 тыс. жителей [2].  Если, использовать эту цифру и соотнести ее с приводимыми здесь же на сайте цифрами о территориальности в этом же районе СПб, то вот что получим:

  • Площадь дворовых терр. – 959,9 тыс. кв. м

Плотность: на 1 чел. – 5,6 кв. м.

  • Площадь жилой застройки – 1982,2 тыс. кв. м

Плотность: на 1 чел. – 11,6 кв. м

  • Площадь жилищ. фонда – 4 393,1 тыс. кв.м

На 1 чел. – 25,9 кв.м

 

Давайте попробуем представить, что площадь дворовых территории на 1 человека составляет 6 кв.м. Сюда надо прибавить автомобили, домашних животных. Скорее что-то не так и даже допускаю авторскую ошибку в подсчете. Но если обратиться к новостным репортажам, иным СМИ, то невольно вспоминаешь картину, когда небольшие дворы и улицы как этого, так и других районов полны фактов того как собаки не поделили территорию, когда сюда же подключаются их владельцы (простите меня, но что появляется с таянием снега), когда в защиту правопорядка, животных имеются факты ссор, да еще и с кулаками, с предметами, в том числе оружия, все это образует конфликты на бытовой почве, способствует повышенному фону конфликтности на определенной территории. Выход возможен и власть, прежде всего региональная, как ни кто другой должны быть в этом заинтересованы.

Идея модели: создание условий для жителей СПб (региона), ставших участниками отдельных конфликтов (конфликты между соседями, собаководами, семейные и др. им подобные. В полиции их называют конфликты на бытовой почве) самим урегулировать сложившиеся конфликтные отношения, с участием обученного посредника (процедура публичной медиации). Сегодня это конфликты в сфере отношений частного и (или) частно-публичного обвинения, а также те конфликты, которые при естественном развитии событий могут получить уголовно-правовую оценку, но на определенном этапе (вынашивания преступного замысла) еще можно все урегулировать, убедить отказаться от задуманного и др. Подведомственность этих обращений, в основном образует огромное количество дел подведомственных полиции, главным образом участковым инспекторам, а также мировым судьям, которые рассматривают, как гражданские, таки и административные и уголовные дела. Так, в ходе ссоры в коммунальной квартире, в которой проживают три семьи уже не один десяток лет, А. с помощью топора пытался открыть дверь в комнату, в результате чего причинил имущественный ущерб. Также им был причинен физический вред собственнику комнаты куда «ломился», угрожал, был нарушен общественный порядок (кричал, нецензурно выражался). Примечательное, что все это происходило на глазах детей. Пострадавшие обратились в милицию. Поведение А., в части причинения материального ущерба, квалифицируется по ст. 167 УК РФ и согласно УПК РФ подведомственно мировому судье, в то время как иные действия подпадают под юрисдикцию полиции, в рамках которого участковый инспектор, инспектор по делам несовершеннолетних реализует свои функции, как представители власти. Прошло время, осознал А. что натворил, выбрал путь к примирению. Не без представителей власти разрешился конфликт в его пользу. Этот пример со всей очевидностью показывает необходимость некой «подушки», промежуточного официально признанного института, проходя через сито которого, была бы реальная возможность урегулирования конфликта возникшего на бытовой почве, до появления представителя власти, обращение к которому должно быть отдаленной «перспективой» для гражданина А. и который бы, во-первых, выполнял только функцию правоохраны, во-вторых, являлся надежным гарантом действия права с его принудильным содержательным механизмом с защитной функцией пострадавшего и общественного порядка.

Миссия конфликтующих: жители СПб – непосредственные участники конфликтов на бытовой почве, сами могут или должны участвовать в формировании толерантной, миролюбивой и устойчивой общественной среды, внося тем самым свой вклад в формирование гражданского общества. Конфликтующие с помощью публичных посредников сами бы вырабатывали приемлемую для них позицию, которая устроит другую конфликтующую сторону (win-win).

Воплощение идеи и осуществление миссии возможно в условиях разработанной и принятой программы, действие которой предполагается в определенном месте или регионе (субъекте РФ), по типу государственного заказа.

Регион (место) действия программы: в порядке эксперимента - территория (район) СПб, в котором(ых) зарегистрировано за определенный промежуток времени большое количество конфликтов на бытовой почве .

Время действия программы: в порядке эксперимента не менее 3-х лет. Этот период оправдан тем, что меньший период не позволит провести более или менее объективное сравнение, а больший период будет чувствителен или обременителен с позиции финансового обеспечения.

С учетом специфики природы и особенностей конфликта на бытовой почве, развития его перспектив (неблагоприятных для одной или обеих сторон), специфичен субъектный состав государственной программы.

Субъектный состав программы:

1. Выгодоприобретатель – житель СПб.

2. Государственный заказчик – Правительство СПб.

3. Разработчик программы – рабочая группа из числа работников СПб университета МВД России, ГУВД по СПб и ЛО, а также лица от заинтересованных общественных организаций в СПб (например, Центр толерантности, СПб региональная общественная правозащитная организация «Дом мира и ненасилия»).

4. Реализуют программу:

4.1. Лица по типу ДНД, формируемые из числа пенсионеров, в т.ч. органов внутренних дел, судей в отставке, военнослужащих запаса, пользующихся определенным авторитетом у жителей СПб, способные вести общественную работу, имеющие активную жизненную позицию и прошедшие подготовку по учебной программе (до 100 часов) – «Урегулирование конфликтов на бытовой почве с участием посредника (процедура публичной медиации)».

4.2. Лица, указанные в п. 4.1 осуществляют посредническую деятельность под руководством старшины из числа публичных медиаторов, при непосредственном содействии участкового инспектора.

4.3. Лица, указанные в п. 4.1  и 4.2 осуществляют деятельность в опорных пунктах полиции.

4.4. Лица, указанные в п. 4 проходят обучение по соответствующе программе.

5. Реализация программы возможна при условии наделения соответствующей квази-функцией участкового инспектора, что требует внесения предложения в Федеральный закон  «О полиции».

Финансирование программы: за счет государственного заказчика.

Объем финансирования включает:

1) Деятельность субъектного состава:

Центр
- обучение публичных медиаторов;

Посредники (публичные медиаторы) оплата труда – за счет соответствующих статей бюджета СПб;

Участковые инспектора – федеральный бюджет.

2) Место опорные пункты полиции – содержатся за счет регионального бюджета - СПб. Сегодня опорные пункты обеспечены отоплением, мебелью, ЭВМ, телефон, факс, бытовой техникой разогрева пищи (микроволновые печи) и др.

Для реализации предложенного, необходима совместная инициатива полиции, образовательных учреждений (не обязательно ВУЗов МВД России) и региональной субъекта РФ.

Предложенный вариант подлежит коррекции, но вполне приемлем для любого региона.

 





[1] См., ст. 1 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

[2] URL: http://www.gov.spb.ru/gov/admin/terr/reg_admiral/info

Интересные видео

Институциональная теория права

Приговор А. Шабанову

Заседание Президиума ВАС РФ

Лекция А.А. Иванова

Никита Апаликов в передаче "Среда обитания"