Профессиональная юридическая помощь Оперативно. 24 часа в сутки!

+7 (495) 410-58-20

Заказать обратный звонок

г. Москва, пер. Большой Овчинниковский, д. 16 Бизнес-Центр "Аркадия", офис 428

Форвардный и иные деривативные договоры в контексте мусульманского прав

03/11/2012


Мусульманское право оказало глубокое влияние на историю развития государства и правацелого ряда стран Востока. Сфера его действия как юридического и идеологического факторовв наше время также остается широкой, что во многом предопределяется тесными связямимусульманского права с Исламом как религиозной системой, которая до сих пор имеет едва ли неопределяющее значение для мировоззрения самых широких слоев населения в этих странах. Крометого, из всех мировых религий ислам наиболее близко соприкасается с государством и правом.

Выделяют в составе мусульманского права две группы взаимосвязанных норм. Первуюих них составляют юридические предписания Корана и Сунны. Вторую группу образуют нормы,сформулированные мусульманско-правовой доктриной на основе «рациональных» источников илилогических приемов толкования.

Ряд исследователей указывают на то, что Коран и Сунна являются только историческойосновой мусульманского права, положения юридического характера в силу отраженияраннефеодальных отношений не позволяют правоприменителю обращаться непосредственно кданным источникам [1].

Основы исламских экономических теорий были разработаны во второй половине XX века.Собственно сами эти теории характеризуются существенной изолированностью от западнойэкономической мысли и ориентацией исключительно на канонические религиозные текстыИслама. Во многом это связано с тем, что для Ислама характерна неразделимость веры (религии)и социального порядка (организации власти, семьи, экономической жизни), что не позволяетадекватно использовать существующие западные экономические модели.

Ввиду существенного влияния религиозных текстов на исламскую экономическуюмысль все мусульманские экономисты в качестве базовой установки для своих теорийпринимают два основных тезиса, взятых из Корана, - это обязательная уплата «заката», какдобровольного «очистительного» взноса в пользу бедных и запрет на процентные операцииили «риба».

«Но запретил Аллах вам лихоимство и разрешил вам торг вecти» [2], «Все то, что выпередали в качестве риба (дали под проценты), чтобы это росло, находясь в деньгах других людей,оно не будет расти пред Всевышним [такая форма достатка не будет иметь божественногоблагословения]»[3].

«В современном мире успех деятельности разного рода экономических субъектовопределяется финансовой прибылью. Эта прибыль, так или иначе, попадает в метасеть финансовыхпотоков, представляющую собой подобие вселенского казино, в котором происходит постояннаясмена выигравших и проигравших участников» [4].

В связи с вышесказанным имеет смысл обратиться ко второй группе норм мусульманскогоправа, а именно к толкованию Корана муфтиями, то есть лицами, наделенными правом выноситьрешения (фетвы) по религиозно-юридическим вопросам.

Согласно мнению муфтия Таки Усмани «опцион - это обещание продать или купитьтовар по определенной цене в течение указанного периода (в будущем). Такое обещаниесамо по себе допустимо. Однако это обещание не может быть предметом продажи. Фьючерс- сделка на покупку продажу чего-либо при условии их оплаты по согласованной цене черезопределенный срок после заключения сделки. Фьючерская сделка заключается с цельюстрахования (хеджирования) сделки с наличным товаром, или получения прибыли в ходеперепродажи этого контракта, или получения прибыли от изменения цен или курсов, возникающихк ликвидационному сроку, то есть обязательства по фьючерсным сделкам выполняются путемуплаты или получения разницы в цене, а не путем поставки реального товара, что недопустимо,согласно шариату» [5, c.58].

Фетва Исламской академии фикха при организации Исламской конференции в Джиддена седьмой и восьмой сессии также однозначно относят деривативные сделки к действиям,запрещенным шариатом.

Целью опционного контракта является предоставление одной из договаривающихся сторонправа выбора способа и формы выполнения принятого ею обязательства продать определеннуювещь, имеющую конкретные свойства, или купить ее за определенную цену в определенный срокили к определенной дате, напрямую или через организацию, которая гарантирует права обеихсторон.

Опционные контракты, заключаемые в настоящее время на мировых финансовых рынках,являются новым экономическим явлением, которое не подпадает ни под один из видов сделок,рекомендуемых шариатом. Поскольку предметом опционного контракта не являются ни денежныесредства, ни выгода, ни финансовое право, от которого можно отказаться, то он не разрешен
шариатом. Поскольку эти контракты противоречат шариату по своей сути, то и операции с нимитакже запрещены.

Товарные сделки на организованных рынках заключаются одним из следующих способов исоответствующих им контрактов:

  • Контракт наделяет покупателя правом получения товара, а продавца - правом получениястоимости товара без каких-либо задержек при его фактическом наличии или документов,подтверждающих, что товар уже находится в собственности продавца. Подобный контрактразрешен шариатом при соблюдении установленных правил купли- продажи.
  • контракт наделяет покупателя правом получения товара, а продавца правом получениястоимости товара без каких-либо задержек при наличии соответствующих гарантий обеспечениясделки со стороны рыночной администрации. Подобный контракт разрешен шариатом присоблюдении установленных правил купли- продажи.
  • контракт предполагает поставку определенного товара надлежащего качества в болеепоздние сроки с оплатой его стоимости в момент получения его покупателем. В контрактеоговаривается, что фактически исполненным он будет считаться с момента приема- передачитовара. Подобный контракт не разрешен шариатом в силу временной задержки двух составляющихэлементов обмена, но он может быть отредактирован так, чтобы удовлетворять установленнымтребованиям контракта авансового финансирования (салям), и тогда станет разрешенным. Точнотак же нельзя продавать товар, приобретенный на условиях контракта авансового финансирования(салям), до тех пор, пока товар не перейдет в собственность продавца.
  • контракт предполагает поставку определенного товара надлежащего качества в болеепоздние сроки с оплатой стоимости товара в момент получения. В контракте не оговаривается,что он будет исполнен в момент фактического приема-передачи товара, напротив, он можетутратить силу на основании встречного контракта. Подобный контракт является наиболеераспространенным на товарных рынках, но он противоречит шариатом в силу своей сути.

Валютные сделки на организованных рынках заключаются одним из четырехвышеуказанных способов, касающихся товара, поэтому купля-продажа валюты третьим ичетвертым способом запрещены. Разрешена купля-продажа валюты первым и вторым способамипри соблюдении известных условий, касающихся денежного обмена.

Индекс представляет собой экономический и статистический показатель, исчисляемыйпо установленной методике и характеризующий в относительном виде уровень изменений наопределенном рынке. Индекс является предметом сделок на ряде мировых рынков. Купля-продажаиндексов запрещена, поскольку представляет собой форму азартной игры и подразумеваетпродажу эфемерной вещи, которая фактически не существует.

Необходимо организовать исламский рынок товаров и валюты, действующий всоответствии с разрешенными шариатом принципами, в частности по контрактам авансовогофинансирования (салям), контрактам обмена (сарф), обязательствам продажи в более поздниесроки, предварительному заказу (истисна)» [6].

Таким образом, если непосредственно проследить признаки форвардного договора и иныхдеривативов в религиозных источниках Ислама в той форме, в которой они используются сегодня,не представляется возможным, то авторитетное мнение правоведов позволяет проследить связьмежду существенными признаками деривативных договоров и возможностью развития их висламской экономике.

Шариат использует метод запрета подобных сделок, квалифицируя их на основаниипризнаков, в том числе тех, выделяются как основные признаки деривативного договора –срочность, производность характеристики договора от изменения характеристики базового активаи т.д.

Согласно Шариату, запрещено заключать сделки с отсроченной поставкой, запрещенозаключать сделки, объектом которой является актив, который не находится в собственностисторон, запрещено заключать сделки, объект которых фактически не существует (индексы,процентные ставки), запрещены сделки с использованием заемных средств под проценты, то естьиспользование «кредитного рычага».

Ислам на первое место ставит не капитал, а предпринимательские качества человека,так как человек – не собственник некоевого имеющего рыночную стоимость и общественнуюценность ресурса, а на время своей жизни является поверенным Аллаха по распоряжению этимресурсом, который, в свою очередь, не может обращаться в сокровище, равно как и направлятьсяна спекулятивные операции (от деривативов до игр в казино) [7].

Однако ряд авторов указывают на то, что, несмотря на запрет, установленный Шариатомпо отношению к ростовщичеству и спекуляции, форвардные и другие деривативные сделкизаключались с древних времен в основных коммерческих центрах Исламского мира (Багдад,Бухара, Каир, Дамаск, Дели, Стамбул, Лахор, Самарканд) [8].

Бесспорно, что определенные элементы, присущие сегодняшним деривативам,присутствовали в сделках ранее, однако, категорично говорить о существовании деривативов в древнем мире не стоит.

Проведенный анализ позволяет проследить тенденции, перспективы появления исуществования деривативных сделок в различных социально-религиозных системах. Ни одно изрелигиозных направлений не исключает возможность использования деривативных сделок с точкизрения их страховой природы, однако, тенденции развития деривативов как источников полученияспекулятивной прибыли отрицалась христианством до периода средних веков и запрещаетсяШариатом по настоящее время.

В свою очередь развитие так называемых «исламских деривативов», то есть таких формдеривативных договоров, которые бы позволяли мусульманскому миру интегрировать в мировойфинансовый и товарный рынок и не запрещались Шариатом, в настоящее время увеличивает темп.

Товарно-сырьевая биржа Сингапура с 11 января 2006 года ввела специальные биржевыеиндексы для инвесторов-мусульман, которые позволят вкладывать капитал дозволенным исламомобразом.

Индексы отражают поведение акций тех компаний, деятельность которых соответствуетнормам шариата. В их число не входят компании, чья деятельность связана с азартными играми,производством и продажей табака, алкоголя и операциями с процентами.

Первый азиатский шариатский индекс 100 ведущих компаний Японии, Гонконга,Сингапура, Южной Кореи и Тайваня включает такие «голубые фишки» как «Тойота Мотор»и «Самсунг». Акции компаний до включения в мусульманский индекс проходят строгую проверкукомиссией авторитетных мусульманских ученых.

Банковские вклады инвесторов с Ближнего Востока составляют четверть триллионадолларов. Появление нового биржевого индекса должно расширить возможности для инвесторовсо всего мира делать вложения, разрешенные шариатом.




Литература:

[1] Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. М., 1986.
[2] Св. Коран, 2:275[3] Св. Коран, 30:39
[4] Кастельс М. Становление общества сетевых структур/сб. Новая постиндустриальная волна наЗападе. – М.: Academia, 1999.
[5] Нуруллина Г. «Исламская этика бизнеса». Умма. М., 2004.
[6] Интернет-сайт www.islam.com.ua
[7] А.Ю.Журавлев Ислам и экономика./Интернет-сайт www.politeconomy.ng.ru
[8] N. A. Saleh Unlawful Gain and Legitimate Profit in Islamic Law - Cambridge University Press,1986; F. E. Vogel and S. L. Hayes Islamic Law and Finance: Religion, Risk and Return -Kluwer LawInternational, 1998; S. Y. Labib Capitalism in Medieval Islam Journal of Economic History 79, 1969

Интересные видео

Институциональная теория права

Приговор А. Шабанову

Заседание Президиума ВАС РФ

Лекция А.А. Иванова

Никита Апаликов в передаче "Среда обитания"